20 Февраль 2013 | Автоматизация расчета квартплаты |
Трудности выбора
Выбор программного обеспечения для небольших организаций жилищно-коммунального комплекса в настоящее время является достаточно актуальной темой в связи с длящейся уже не первый год реформой ЖКХ. ТСЖ, ЖСК, управляющие компании, да и многие организации-поставщики услуг небольших районных городов и поселков городского типа стоят перед выбором “какой программный продукт лучше всего подойдет нам для решения наших проблем”?
Сложность выбора заключается в том, что крупные поставщики программных решений для организаций сферы ЖКХ чаще всего не обращают внимания на мелких потенциальных покупателей, поскольку привлечение специалиста по продажам является априори невыгодной затеей, а средние и небольшие разработчики специализированных программ представлены в настолько огромном количестве, что выбрать среди них достаточно сложно, поскольку практически все заявляют схожую функциональность при сравнимых ценах.
Выбор решений для обзора
Для того чтобы составить список программ для обзора воспользуемся поисковым сервером Google и проведем поиск по ключевым словам “автоматизация”, “ЖКХ”, “ТСЖ”, “РКЦ”, “расчет квартплаты” и “паспортный стол”. При этом обратите внимание, что в настоящий обзор не попали рекламные ссылки и решения на 1С. Первые потому, что статья не носит рекламного характера, а игнорирование решений на платформе 1С связано с тем, что сама платформа не подходит для работы с количеством лицевых счетов более 1000 из-за скорости обработки, несмотря на прямо противоположные заявления компаний поставщиков решений 1С.
В дополнение хотелось бы заметить, что результаты поиска Google могут меняться со временем и на момент чтения этой статьи Вы можете обнаружить совершенно другие компании при поиске по ключевым словам. Кроме того, часть поставщиков решений из первых пятидесяти результатов не имеют демонстрационной версии своей разработки на официальном сайте и, соответственно, не попали в этот обзор. Также, к сожалению, часть предлагаемых демо-версий оказались неработоспособными, а проблемы возникли уже на этапе установки. В итоге, к рассмотрению, остались всего шесть программных продуктов (список решений расположен в алфавитном порядке):
- BetHouse 2009 (Компания «Бетхаус», г.Владимир)
- Расчет квартплаты (ИП Сербинов Игорь Юрьевич, г.Улан-Удэ)
- РКЦ: Офис (ООО “РКЦ Софт”, г.Иваново)
- Стек ЖКХ (ООО Фирма “Стек-Спорт”, г.Ярославль)
- Техническое обслуживание и коммунальные услуги (ООО “Центр Бонус”, г.Екатеринбург)
- Экспресс Квартплата (Компания “ИМАС”)
Характеристики
У французов есть такая поговорка: “Дьявол скрывается в деталях”. Вот на этих деталях мы и попробуем сконцентрироваться в этой статье и выявить плюсы и минусы различных программ для расчета квартплаты. А выбор наиболее подходящего продукта останется за Вами.
Прежде всего давайте определим критерии сравнения программ автоматизации. Во-первых программное решение должно обладать простотой установки на компьютеры пользователей, во-вторых должно содержать функциональность для самостоятельной установки обновлений без привлечения сторонних IT-специалистов. В третьих удобное выполнение заявленных функций, в четвертых внешний вид и наличие подробной документации. Немаловажным критерием для выбора системы автоматизации является скорость реагирования и качество службы поддержки поставщика программного решения, но, к сожалению, этот параметр мы протестировать не можем, а положительные, либо отрицательные отзывы в Интернете могут быть написаны как самой фирмой разработчиком, так и недобросовестными конкурентами.
Поэтому оценивать лучше всего по косвенным параметрам, таким как частота выхода новых версий и наличие информации об исправлении недостатков. Последний критерий связан с тем, что нет идеальных приложений, во всех есть какие-то недочеты, вопрос только в том, исправляются ли они, или компания предпочитает скрывать недостатки и, соответственно, не исправлять их. И последняя, но не по важности, характеристика – это количество и качество отчетов для анализа результатов хозяйственной деятельности организации. Дополнительной характеристикой будет являться наличие модуля для автоматизации деятельности паспортного стола, поскольку задачи по регистрационному учету граждан стоят перед многими организациями, несмотря на то, что эта деятельность не приносит никакой прибыли.
Еще одна немаловажная деталь при выборе программного решения – это используемая система управления базами данных (СУБД). В обзоре представлены решения, использующие как наиболее простую систему DBase, которая не обладает ни устойчивостью к сбоям, ни возможностью адекватной работы в локальной сети организации с несколькими одновременно подключенными пользователями, так и на основе свободно-распространяемой версии СУБД Firebird и профессиональной системы управления базами данных Microsoft SQL Server. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Так, например, к плюсам Firebird можно отнести нулевую стоимость покупки лицензии и минимальный уровень знаний для установки и обслуживания, а к минусам недостаточную скорость работы системы при больших нагрузках и больших объемах.
Впрочем, справедливости ради, под большими объемами данных следует понимать объемы расчетно-кассовых центров городов-миллионников, а с объемами любого районного города этот сервер баз данных справляется без проблем. К плюсам Microsoft SQL Server стоит отнести наличие бесплатной версии с ограничением на размер используемой базы данных до 10 Гб в редакции 2008 года и то, что это продукт с мировым именем, зарекомендовавший себя с положительной стороны во многих организациях как нашей страны, так и мира. А среди минусов стоит отметить достаточно большую стоимость приобретения лицензии, сравнимую (а иногда и большую), со стоимостью самого программного решения, построенного на MS SQL Server, а также обязательное наличие специалиста по обслуживанию базы данных.
Компания разработчик | «Бетхаус» | ИП Сербинов Игорь Юрьевич | РКЦ: Софт | ООО Фирма “Стек-Спорт” | ООО “Центр Бонус” | Компания “ИМАС” |
Поиск лицевого счета | Только по номеру лицевого счета | Система фильтров по любым параметрам лицевых счетов | По номеру лицевого счета, ф.и.о. квартиросъемщиков и проживающих, адресу регистрации, параметрам счета, действующим услугам, примечаниям пользователей | По номеру счета, по адресу регистрации | По номеру лицевого счета, ф.и.о. квартиросъемщика, адресу регистрации, суммам оплат и начислений | Система фильтров по основным параметрам лицевых счетов |
Просмотр операций с абонентом | В карточке абонента | В виде отчета | В карточке абонента | В отдельном окне, вызываемом из карточки абонента | В виде отчета | В карточке абонента |
Произвольный ручной перерасчет | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Массовые перерасчеты по актам недопоставки услуг | Нет | Да | Да | Да | Да | Да |
Удобство массового ввода оплат | Нет | Нет | Да | Да | Нет | Нет |
Удобство ввода показаний индивидуальных приборов учета | Неудобный ввод показаний при большом количестве лицевых счетов | Неудобный ввод показаний при большом количестве лицевых счетов | Ввод показаний как отдельно, так и в момент ввода оплаты | Ввод показаний в отдельном окне | Ввод показаний для квартир после выбора дома | Неудобный ввод показаний при большом количестве лицевых счетов |
Выполнение корректировок по общедомовым приборам учета (ОДПУ) | Нет | Нет | Параметры расчета настраиваются для каждого прибора учета отдельно на основании предопределенных параметров (в равных пропорциях, от индивидуального потребления, от количества проживающих, от общей и жилой площади) | Параметры расчета настраиваются отдельно для каждого прибора учета на основании предварительно созданных формул | Предопределенный вариант корректировки без возможности настройки | Параметры расчета настраиваются отдельно для каждого прибора учета отдельно на основании предопределенных параметров (от общей площади, от количества проживающих) |
Возможность добавления собственных видов услуг | Нет данных | Редактор собственных формул для расчета | Добавление собственных видов услуг на основании предопределенных вариантов расчета (фиксированный норматив, количество проживающих, общая и жилая площади лицевого счета) | Редактор собственных формул для расчета | Предопределенный набор услуг | Редактор собственных формул для расчета |
Отчеты | Только основные | Малое количество отчетов; Встроенный собственный редактор отчетов | Большой набор встроенных отчетов; встроенный редактор отчетов (аналог FastReport) | Большой набор встроенных отчетов | Только основные; встроенный редактор отчетов FastReport | Только основные; встроенный собственный редактор отчетов |
Подключение фискального регистратора | Нет | Нет | Да | Да | Нет | Нет |
Внешний вид программы | Попытка использовать стиль MacOS вместо привычного меню вверху окна; Переход по TAB (ENTER) во многих формах произвольный; в один момент времени активна только одна форма; удобный крупный шрифт и кнопки | Стандартное приложение Windows; удобный крупный шрифт и кнопки | Стандартное приложение Windows | Реализация на собственной платформе разработки с нестандартными элементами управления | Стандартное приложение Windows; в один момент времени активна только одна форма; удобный крупный шрифт и кнопки | Стандартное приложение Windows с совершенно непонятными пиктограммами на панелях инструментов |
Документация по программе | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть |
Полезность документации по работе с программой (от 1 до 5) | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Контекстная справка | Нет | Есть | Есть | Есть | Есть | Нет |
Функциональность по обслуживанию базы данных без привлечения IT-специалистов | Есть | Есть | Есть | Нет данных | Есть | Есть |
Штрих-код в квитанциях | Есть | Нет | Есть | Есть | Нет | Есть |
Прием платежей в электронном виде от отделений банков, почты и т.д. | Нет | Да | Да | Да | Да | Да |
Автоматическая установка обновлений без участия IT-специалистов | Есть | Нет данных | Есть | Нет данных | Есть | Нет данных |
Используемая система управления базами данных (СУБД) | DBASE | DBASE | Firebird | MS SQL Server | DBASE | Firebird |
Настройка прав пользователей | Нет | Нет | Есть | Упрощенная с предопределенными правами на основании должностных обязанностей | Упрощенная с предопределенными правами на основании должностных обязанностей | Упрощенная с предопределенными правами на основании должностных обязанностей |
Наличие паспортного стола | Нет | Нет | Да | Да | Нет | Да |
Рекомендуемая область применения | ТСЖ и небольшие УК | ТСЖ и небольшие УК | ТСЖ, УК, поставщики услуг, расчетно-кассовые центры | ТСЖ, УК, поставщики услуг, расчетно-кассовые центры | ТСЖ и небольшие УК | ТСЖ и небольшие УК |
Итоги
Рынок программного обеспечения для автоматизации малых и средних предприятий ЖКХ представлен большим количеством решений от разработчиков со всех уголков нашей страны. Часть решений выглядит профессионально и качественно, часть довольно посредственно, но, при этом, и те и другие обладают неплохой клиентской базой. Многие решения ведут свои корни из прошлого века, многие являются разработками последнего десятилетия. Отдавать приоритет тем или другим – дело вкуса.
Главное, при выборе, протестировать все возможные варианты собственными силами, а не поддаваться на рекламные заверения поставщиков программного обеспечения, поскольку все из них знают, что замена программы очень дорогостоящая и длительная задача и главное довести процесс до внедрения, а недостатки и недоработки выявятся уже в процессе работы, когда поменять программный продукт на что-либо иное будет сложно как психологически, так и материально.
Поделиться в соц. сетях
Запостил новость admin |
Нет комментариев »
Еще нет комментариев.
RSS лента комментариев к этой записи. TrackBack URL
Комментировать